Экспедиция в Кордильера Бланка (Перу)
Июнь-июль 2003 года
 Часть IV. Caraz de Paron (Caraz Oeste or Caraz I)

Huaraz - Laguna Paron

Олег Шахтмейстер: Утром сходили позавтракали в близлежащем кафе и приготовились к отъезду. Лёша поймал машину очень быстро, и мы, попрощавшись, с Игорем и Ильёй поехали к вершине Caraz.
До самого посёлка Караз доехали быстро. Пейзажи довольно интересные, много зелени и эвкалипты на каждом шагу. Поражает количество кирпичных домов. После посёлка Караз дорога пошла вверх и стала по настоящему горной. Серпантин дороги впечатлял всё больше с каждым километром. Когда подъехали к озеру Paron, вспомнились Фанские горы. Конечно растительность сильно отличается. Даже здание Водонадзора не испортило впечатление от великолепного вида озера на фоне гор. Вид вершин Artesonraju (Артесонраху) и Piramide (Пирамида) преследовал и поражал наше воображение на протяжении всех дней, проведенных в этой долине.
Тропинка шла вдоль озера, и величественные горы приближались с каждым шагом. Идя вдоль озера, я всё время хотел спуститься вниз к озеру и прыгнуть в воду. Но тропа быстро кончилась, и мы, найдя убежавшего вперёд Лешу, начали разбивать лагерь. Володя, пользуясь фактом, что мы никуда не спешили, делал фотографии, которыми мы можем любоваться сейчас.

Владимир Кельман: Долина Parron, лежащая на высоте четырёх с небольшим километров, встретила нас почти фанскими пезажами. Завтра тяжёлый день. Нужно будет подняться с 4300 до лагеря 5200 под вершиной Caraz (6025). А сегодня наслаждаюсь свободой фотографирования: мы идём только пять километров вдоль нижнего и верхнего озер и встаём на высоте 4300. Виды вокруг великолепны. Слева от уже хорошо мне знакомой по 2001-му году Chacraraju высится пик Piramide (5885). Назад открывается вид на озеро Laguna Paron. Многострадальное Перу очень натерпелось в своё время не только от землетрясений, но и от селей и прорывов озёр. Но теперь соответствующие службы и в Перу и в соседней Боливии поставлены очень хорошо. В дальней части этого озера тоже находится плотина, регулирующая сток, и маленькая гидроэлектостанция.

Олег Шахтмейстер:На стоянке вспомнились похождения на Кавказе, так как здесь тоже пришлось отбиваться от коров. Когда начали готовить кушать, обнаружили что чайник забыли внизу, а крышку от него взяли. Как оказалось, чайник мы забыли в машине, которая везла нас в Хуараз с Ишинки. Водитель этого грузовика привез его в гостиницу, но мы к этому времени уже уехали. (Кстати, когда нашли чайник оказалось что крышку от него забыли под Каразом.)
Владимир Кельман: На следующий день мы встали с рассветом. Вскоре солнце осветило пирамиду Artesonraju (5999) впереди, долина и место нашей стоянки, густонаселённое альпинистами и коровами, пока оставалось в тени.

Вверх в базовый лагерь под вершиной Caraz

Олег Шахтмейстер: Встали как обычно, поели и потихонечку "попёрли" вверх. Приблизително 1/3 пути вверх мы шли по тропе на Пирамиду, затем тропа на Караз повернула налево. Основная часть подъема была по крупной осыпи. Под ледопад подошли не поздно. Вид на ледопад открывался великолепный, как и на вершины противоположного склона и на Artesonraju. Прохода через ледопад видно не было, и было решено рано утром заняться его поиском. Как обычно перед перевалом рано легли спать.
Владимир Кельман: Перепрыгивая через многчисленные ручьи, мы покидаем райское место. Тропа, проложенная по гребню старой, покрытой жёлтой травой морены, плавно набирая высоту, уходит влево. Акклиматизация уже полная, и я поэтому решил нести все аппараты. Кроме Nikon'а, несу свою ровесницу - старую двуглазую Minolta Autocord (потом окажется, что её затвор от старости стал срабатывать медленнее, и все слайды пересвечены); несу широкоугольник Bessa L c 15-миллиметровым объективом (на который так ничего хорошего и не сниму), несу "штурмовые" Yashica 4T и Ricoh GR21. Рюкзак ужасный, но спешить нам особо некуда, надо только подняться до лагеря 5200.
Как всегда, по мере подъёма пейзаж начинает чудесным образом меняться. Вместо долин с отдельными пиками, кругом только грандиозные пики, внизу, в каньоне на чудовищной глубине синеет полоска озера. Олег видно тоже в состоянии лёгкой эйфории.

Идут часы, мы понемногу поднимаемся всё выше. И пейзаж вокруг всё меняется и меняется. Далеко внизу остались Laguna Paron, долины, цирк с грандиозными стенами тоже внизу. Зато вершины вокруг открываются во всей своей грандиозности под безоблачным перуанским небом. Я постепенно отстаю от товарищей, но путь по осыпям и моренным валам довольно очевиден. На высоте около пяти тысяч ребята ждут меня. А я прислоняюсь спиной к валунам морены, стараюсь утихомирить дрожащие от усталости руки и фотографирую, фотографирую. Масштабов всё равно не передать и не передать ослепительного сияния гор.
Пик Piramide 5885 расположен справа от Artesonraju, с другой стороны от громадного плоского ледника, покрытого снегом - идеального места для базового лагеря под этими вершинами. На снегу за километры от нас видны палатки. Ещё правее и дальше Chacraraju (6108) - вершина, на которую было совершено всего несколько восхождений. Ещё правее, за километровой глубины провалом цирка, на дне которого осталось озеро Laguna Paron, поражали глаз вершины Huandoy, Este (восточная, 5900) и Norte (северная, 6395). Два года назад я смотрел на эту гору с противоположной стороны. А слева... слева была мечта. Голубая мечта по имени Artesonraju.

... Наконец мы доходим до площадок штурмового лагеря, расположенных на высоте 5200. Мы в южном полушарии, и солнце катится по небу в неправильную сторону - против часовой стрелки. Оно уже освещает больше заднюю сторону вершины Caraz II (6020), хотя и стоит почти над головой - мы не так далеко от экватора. Путь на вершину Caraz I (6025 PD/AD), который нам предстоит проделать завтра, проходит по сильно разорванному закрытому леднику, стекающему с седла, а затем - после поворота налево - по гребню. В прошлом году команде Саши Букреева помешал взойти на эту гору необычно глубокий снег.
Ставим лагерь, ещё не поздно, самочувствие прекрасное. Утром, правда, у меня болел живот - в Лиме очень трудно уберечься от инфекции. Но я не ел сегодня, и как-будто всё прошло.
День клонился к вечеру. Мы неспеша установили лагерь, приготовили ужин. Завтра, как водится, вставать в час ночи. Но спать так рано всё равно невозможно, а самочувствие прекрасное - мы уже третью неделю в горах. Поэтому есть время установить камеру на штатив и снимать при постепенно меняющемся в сторону "драматизма", освещении, используя bracketing. Кстати, вы знаете, откуда пошло это слово? Если мне не изменяет память, гениальный Дирак изобрёл удобные операторы "<x|" (bra) и "|x>" (ket) для элегантного использования мат. аппарата квантовой механики...

И нет штукатурного неба
И солнца в шестнадцать свечей:
На гладкие черные скалы
Стопы опирает - Орфей.
(Владислав Ходасевич, "Баллада")

Попытка восхождения на вершину Caraz I (6025, PD)

Олег Шахтмейстер: Ночью мне стало нехорошо (я грешу на stake, съеденный в Хуаразе), всю ночь я провел вне палатки. Когда все проснулись в 3:00 утра, я всё ещё был вне палатки. Ребята приняли решение идти наверх без меня. Около 11:00 утра они вернулись, сообщив, что прохода через ледопад найти не смогли, и мы будем спускаться. Кельман выдал мне пачку таблеток и проследил чтобы я их принял. Затем, разгрузив меня, мы начали спускаться. На этот раз спуск для меня был труднее подъема.
Владимир Кельман: Вечером оказалось, что Олегу не надо было есть тот стейк в Хуаразе. Ему принесли его полусырым и, после просьбы поджарить ещё, второй раз принесли опять недожаренным. Под утро, когда мы собирались выходить на Caraz, стало ясно, что Олегу совсем плохо. Наши планы и так были не ясны: закрытый ледник, ведущий на седло между вершинами Caraz, не выглядел простым. Общий подъём в 800 метров заставлял задуматься: а не лучше ли пройти ледник и устроить высотный лагерь над ледником? Однако теперь Олег оставался ждать нас в лагере 5200, и у нас не было других вариантов, кроме как попробовать зайти наверх за день.
Когда мы подошли к леднику, был оещё темно, и мы решили дождаться здесь рассвета. На мой взгляд, ледник выглядел проходимым, хотя и предполагал многочасовую работу по нащупыванию пути в мешанине сераков и трещин. Но командир сказал, что он не считает допустимым лезть туда - и мы повернули. И хорошо сделали, потому что Олегу, как выяснилось, становилось всё хуже...

... мы вернулись в лагерь 5200. Великолепное утро радовало глаз видами двуглавого Huascaran'а (6768) слева и Huandoy'а справа. Но нужно было срочно уходить вниз. Олега разгрузили и он шёл - смотреть на это было нелегко. И только через пару часов я - медик группы :( - вспомнил, что наша "матрасная" группа, уходя вниз, оставила мне несколько таблеток "сипро" - сильнейшего антибиотика. И ещё через несколько часов, когда мы спустились, Олегу уже стало лучше.

Олег Шахтмейстер: Леша убежал вниз к дороге, чтобы взять машину, если получится. До озера спускались сначала по тропе, а затем напрямую. У озера сбылась Сашина мечта. Он уступил рюкзак налетевшим на него носильщикам. Я пытался уговорить Володю сделать то же самое, но он был неприступен (меня мучила совесть, что они несут мое снаряжение). Саша, подгоняемый носильщиком :), убежал вперёд, а Вова и я потихонечку шли к окончанию маршрута, любуясь природой. Когда мы вышли к дороге, Лёша и Саша пили пиво и ворчали на нас: почему так долго. Лёша уже договорился с машиной и всоре мы уже ехали в Хуараз.
Владимир Кельман: Олег тут немножко умалчивает... По дороге мы вдруг увидели странную картину: по обочине вниз шли три белокурые, хорошо упитанные девушки. Дело шло к вечеру, до ближайшего населённого пункта, где можно было бы добыть машину, были многие часы хода. Места дикие. Мы тормознули нашего шофёра. Девицы оказались скандинавками, спускающимися от Laguna Paron. О чём они только думали? Саша распорядился: одна из девиц была посажена на колени Олегу и отправилась вниз с нами - на поиски машины для остальных. Машину мы вскоре повстречали, но думаю, именно это, а не cipro сыграло решающую роль в выздоровлении Олега.

Вниз, домой!

Олег Шахтмейстер: Вечером были куплены билеты на автобус в Лиму. За эти билеты мы получили по шее от Саши, так как оказалось, что автобус без туалета. Следующий день мы провели в Хуаразе, покупая подарки, выторговывая каждый цент у продавцов. Также удалось продать оставшийся газ. Последний раз посетили бар, где можно было расслабиться в кресле и выпить настоящего чаю с листьямии коки.
Владимир Кельман: Мы приехали в Huaraz, накупили сувениров, насладились душем и великолепным кофе в кофейне, которую содержал колоритный европеец - никогда в жизни я не пил такого божественного напитка, полулёжа на диване, с довольством сибарита поглядывая на книги библиотечки, - здесь был даже "Доктор Живаго" (а за столиком неподалёку сидела девушка с ослепительным декольте).

Когда мы уезжали в горы, на площади Huaraz'а высилась гигантская статуя Христа. Когда вернулись, обнаружили, что её демонтировали. Ремонт видимо...
Huaraz - перуанская альпинистская Мекка на высоте 3000 метров. Приятнейший городок, безопасный, полный альпинистов и вечерних гуляющих парочек, местами даже красивый. И интернет-кафе и ресторанчики и сувениры на каждом шагу. Между прочим, в городе есть и несколько факультетов университета.
Недавно я прочёл в книжке про Боливию, почему латиноамериканцы так любят всяческие парады и шествия: они конечно горячий народ, но это, как ни удивительно, католическая церковь так приветствовала и даже насаждала всевозможные праздники, где христианство до сих пор идёт вперемешку с языческими индейскими обрядами. Таким путём католики сумели закрепить свою религию в индейской среде, не вызывая протеста.

Олег Шахтмейстер: Дорога до Лимы прошла незаметно -- всю дорогу спал. Здесь нас встретила группа "матрасников" и разместила в гостинице. В Лиме провели два дня. Первый ездили смотреть музей золота индейцев. На второй день я заказал себе экскурсию по городу, все остальные в это время отдыхали. Город мне понравился и развеял то удручающее настроение которое навял вначале. Прошались с городом весело, распивая текилу в аэропопту.
Владимир Кельман: В Лиме поздно ночью мы встретились с группой Яна Рыбака из Израиля. Они только прилетели в Перу. Мы много общались online, собирались своё время идити вместе на Huascaran, но потом ребята пошли вместо этого в Боливию. А вот теперь, мы наконец познакомились, выпили бутылочку вина.
Наши женщины встретили нас не в самом лучшем виде: все они подхватили какую-то желудочную инфекцию. Надо сказать, что мы очень старались беречься - не ели ничего на улице, пили только воду из бутылок, даже зубы чистили, используя её. Недавно в Боливии нам рассказали, что местный народ нечувствителен к какому-то распространённому там кишечному вирусу, а европейцы не имеют защиты. Но наших дам и Славу подвёл розовый тортик. "Розовый тортик" - это стало теперь именем нарицательным в нашей компании. Дочь моя отравилась особенно сильно, но к Лиме она уже оклемалась, как вы можете видеть.
Я не знаю, почему я люблю эту фотографию. Что-то она во мне шевелит. Я полюбил эту бутылку прямо там, у окна гостиницы в Лиме, через которую был виден унылый пейзаж с котлованом. В эту гостиницу мы попали, потому, что срок нашего проживания в уютной Posada del Parque закончился, и нам надо было где-то повести пол-дня до самолёта. К тому времени явление под кодовым названием "розовый тортик" начало распространяться и на спортивную часть группы: животы болели. И воздух Лимы... это нечто чудовищное. Выйдите на середину Садового Кольца и погляйте там часок между рядами мчащихся машин. Это будет первое приближение к чистому воздуху Лимы. Как они там выживают? Моя дочь отказалась идти в кафе, потому что она не могла больше выходить на улицу. А гостиница эта тоже производила впечатление. Из Posada del Parque туда позвонили, а потом нас привезли. Сами бы мы её никогда не нашли. Никаких вывесок, железная запертая дверь, предбанник, ещё одна железная запертая дверь. На вас смотрят, а потом запускают - если вы удостоились. Да, видно в этом районе Лимы не всё в порядке с преступностью.     Но вот подошло время нам улетать, и подошло время мне заканчивать затянувшееся представление. До свидания, до новых встреч в... Боливии.

Часть третья. Nevado (Mt.) Tocllaraju Все фотографии Часть пятая. Поездка по стране