Logo
 Турклуб им. Смирнова   |   Weekly - все выпуски   |   Напишите нам

Выпуск 56. Mt.Whitney в ноябре 2000 года

Лирические воспоминания с элементами технического отчета

Предисловие:

Произошло все так: в один прекрасный день Саша Кизлер  кинул на лист идею о восхождении на Mt.Whitney по Mountaineer's Route. И Саша и Whitney ассоциировались у меня с Калифорнией - а там красиво и тепло. Выбор, хоть и не сразу, был сделан. Наступило 22 ноября, рюкзаки были собраны и самолет полетел.

Часть I: Ночные подходы.

В четверг, 23 ноября, к полудню, мы подъехали к городку Lone Pine, из которого в первый раз открылся нам вид на Whitney . Вид, надо сказать, не произвел на меня никакого впечатления: в обрамлении других вершин, Whitney торчала скальной иголкой, и даже не казалась самой высокой. Глядя на гору, у всех разыгрался нешуточный аппетит, и мы устроились за столиком одного из местных ресторанчиков, очень напоминавшего уменьшенную копию совковой столовой. Не подозревая, что времени, потраченного за праздным сидением в ресторане, нам впоследствие будет очень не хватать, мы поели какой-то еды напоследок перед перерывом на овсянки и ричморы.
Около начала второго мы вышли на тропу  — первую милю Mountaineer's Route и Trail шли вместе, а потом наш маршрут ответвлялся направо возле ручья Lone Pine Creek. По моим представлениям, рюкзаки были в меру тяжелыми, погода – безупречной, воздух – горным. Мы пошли. Медленно. Вдобавок, как выяснилось на обратном пути, мы прозевали переход тропы на другую сторону ручья, и пошли по правой стороне, по слабонахоженной тропе, прокладывая себе путь сквозь занудные кусты. Прекрасно понимая, что после городской жизни в машинах и на диванах вверх с рюкзаками идется тяжело, я особо не волновалась о нашем медленном темпе. Таким образом мы подошли к началу участка, который назывется Ebersbacher Ledges. Это место — большие скальные ступеньки — интересно при хорошей погоде и довольно опасно при плохой и в темноте, особенно на спуске. На этом участке темп еще больше замедлился, и начали спускаться сумерки. Было очевидно, что засветло мы к стоянкам не дойдем. Мы довольно часто ждали друг друга. Нам повезло, что именно на этом участке мы встретили паренька из Хельсинки по имени Томи, который буквально пробежал мимо нас наверх – он делал аклиматизационный забег к Lower Boyscout Lake (месту нашей первой ночевки). Томи указал нам на дерево, которое должно было быть нашим главным ориентиром при спуске – от него нужно поворачивать вправо, чтобы не попасть на отвесную скалу, с которой спускаться можно только дюльфером.
Томи убежал, а мы продолжали продвигаться дальше в своем темпе. Стало темнеть, мы вытащили налобные фонари. Небо сверкало драгоценными камешками звезд, тропа была некрутой, и впереди явно вырисовывалось выполаживание: должно было быть озеро. В итоге, часам к шести вечера мы дошли до озера (Lower Boyscout Lake),  поставили палатки и приготовили ужин. За ужином мы обсудили планы на следующий день – так закончился наш первый день пребывания на пути к Whitney.

Часть II: Куда делось озеро?

Этот день, как и весь поход, был отмечен тем, что мы опаздывали. Мы встали на 30-45 минут позже, чем договаривались накануне. Завтрак и сборы лагеря заняли больше времени, чем я рассчитывала. Вышли мы около 10 утра — тропа была натоптанной, погода отличной, настроение бодрым. Довольно быстро нас догнал и обогнал Томи. Он ушел вперед как раз перед участком льда, где нужно было одевать кошки. Перед этим участком мнения в нашей группе разделились: одни говорили, что нужно одевать кошки и идти по льду, другие предлагали обойти лед по завалу из больших камней, покрытых снегом. Путь по льду казался менее опасным, чем лазание с рюкзаками между камней, где нога могла каждую минуту провалиться в щель между камнями или можно было просто поскользнуться. Одев кошки, мы прошли участок потрясающе красивого голубого льда, которым были покрыты покатые плиты (весной это сплошные ручьи). Выйдя  через 30-40 минут со льда на обычную тропу, мы пошли дальше, следуя желтой куртке Томи, которая была видна далеко впереди.
  Когда время подходило к половине четвертого вечера, мы были абсолютно уверены, что через минуту-другую, выйдя на верх морены, мы увидим цель нашего сегодняшнего перехода – Iceberg lake. Вместо этого, перевалив через морену, мы увидели в самом низу наш маяк – Томи, который что-то кричал и показывал на крутой склон уходящий направо. Мы все очень удивились — по карте никаких больше подъемов до озера не должно было быть, тем более таких крутых. Все мы были очень уставшими к этому моменту и кроме того время подходило к 4 часам. Однако, ничего другого нам не оставалось делать кроме как идти - мы пошли. С самого начала подъема стало ясно, что склон опасный и нужно предельно внимательно смотреть за указателямя тропы и идти максимально аккуратно. Подъем по склону занял у нас около получаса, и мы увидели Томи и озеро буквально за 15-20 минут до темноты. Опять впритык: это не было хорошим знаком, учитывая планируемое на следующий день восхождение.
Итак, был вечер, мы опять ставили палатки в темноте; как-то резко холодало.  Томи вытащил термометр - и на нем было -8С. У всех наблюдался жуткий ступор-  делалось все медленно. Но как бы там ни было, ужин был приготовлен– за ним мы обсудили планы на завтра. Несмотря на устрашающий вид практическиотвесной стены Whitney, которая взмывала вверх в ста метрах от наших палаток, все высказались за то, чтобы идти на вершину. Подъем был назначен на половину шестого утра, а выходить хотели в половине восьмого - уже после рассвета, так как не у всех были фонари. Утром доели оставшийся в вечера суп и приготовили чай. Воду для чая, конечно, нужно было заготовить вечером — а мы поленились.

Часть III: Восхождение.

Проснулись мы немного позже намеченных 5:30 утра. Ни у кого не наблюдалось спешки со сборами. Томи ушел, когда мы начали завтрак. Топка снега на воду и приготовление чая заняли довольно много времени. Разобравшись с чаем, мы стали решать, что из снаряжения берем. А тем временем дело подходило к 9 утра (это вместо намеченных 7:30), и у нас была реальная возможность остаться загорать в шезлонгах у замерзшего озера и встречать Томи.

Мы вышли около пятнадцати минут десятого. К счастью, погода была, как и во все предыдущие дни, безупречной. Через некоторое время мы подошли под начало кулуара: в первой трети это был 45 градусный фирн. Перед нами прошел только Томи, и его следы нельзя было считать за ступени. Я пошла вперед, траверсируя склон вправо, как советовало описание. Каждую ступеньку нужно было делать,  ударяя ботинком раза четыре. Мы перешли на правую сторону склона и стали продвигаться по кромке скал - простое scrambling. Темп был небыстрым, с частыми остановками. Где-то посередине кулуара , там, гдеон переходил из снежного в скально-сыпучий, мы увидели спускающегося  Томи. Подойдя к нам, Томи рассказал, что от конца кулуара есть два пути:один, описанный в отчетах, по обледенелому траверсу, идущему с обратной стороны горы, и потом по разваленным скалам до вершины; и второй, которым прошелон, - он конца кулуара до вершины 400 ft по вертикали: несложное лазаниепо крупным разваленным скалам. Мы выслушали информацию и пошли дальше. Околочаса дня мы были на перевале – там, где заканчивается кулуар. Подумавнемного и посмотрев на скалы, которые не показались мне страшными, я предложилапойти по пути Toми. Однако от этой идеи пришлось очень быстро отказатьсяпосле того, как мы подошли к скалам вплотную. Оставив идею о повторении подвигов Tоми, мы пошли по траверсу, который был хорошо натоптан, но тем не менее обрыв справа в никуда заставлял следить за каждым шагом. К сожалению, приближающийся контрольный срок для начала спуска (2 часа дня), жалобы на сильную головную боль и необходимость еще дополнительно искать путь до вершины (в описании сказано, что после траверса нужно выбрать один из наиболее подходящих по погодным условиям желобов наверх) говорили о том, что нужно поворачивать назад, – это мы и сделали.
  На пути вниз при такой отличной погоде нужно было быть просто очень аккуратными. Мы спускались медленно, но уверенно. Попытки глиссировать или ехать на мягком месте вниз встретили мое резкое неодобрение, и мы продолжали спускаться так же, как и поднимались: по кромке скал и снега. В лагере  мы были к 4:30 вечера .
  Вечером после распития в очень умеренном количестве крепких напитков из "ереминовской"тары мы пришли к выводу, что поступили абсолютно правильно, повернув назад. Настроение у всех было хорошее, погода продолжала удивлять своей доброжелательностью.
Следующий день прошел под девизом "Все ниже и ниже!": мы быстро спускались, обозревая виды. Как назло, я разбила свой фотоаппарат накануне,  поэтому накручивала все увиденное только на катушку памяти. Саша Севастьянов же постоянно останавливался и фотографировал, вызывая у меня зелененькую зависть.

Послесловие.

И вот я сижу с закрытыми глазами и босыми ногами в состоянии полной нирваны. Whitney - где-то там далеко наверху . Наша команда через каких-то полчаса будет вся здесь внизу, возле машин. И это самое главное.  Тогда, рухнув в машину, мы все были не в состоянии подводить какие-то итоги, что-то оценивать и делать выводы. Но теперь, вернувшись назад, в наши привычные стихии, мы можем это сделать.
Я сделала для себя несколько выводов и самый интересный из них вывод сугубо личный: поворачивать назад, не дойдя 200 ft (по вертикали) до вершины совсем не страшно.

Материал подготовила - Аня Рябова
Помощь в редакции - Юлия Жогина
Редактор "Weekly"   -     Вадим Учитель
Ваш отзыв:
Имя:    E-mail:

или   почитайте, что пишут другие.