Турклуб им. B. Смирнова   |   Weekly - все выпуски   |   Напишите нам

Выпуск 86. Восхождение и сборы на Mt.Baker Мay 24 - 26, 2003. Продолжение в выпуске 89

Вступление Один рассказ Другой рассказ Еще один рассказ Фото

Материал подготовил Игорь Слепчин

Выезд на майские праздники - традиция еще советских времен. В Штатах она сместилась ближе к концу месяца и к Западному побережью США. В этом году подстегнутая Димой Ереминым непоседливoсть привела нас на гору Baker, что в штате Вашингтон.

ТТХ горы наверняка будут указаны другими участниками, потому не буду на них останавливаться.

А вот на погоде остановиться стоит. Прогноз обещал нежный шепот, который мы услышали в первый же день, когда еще только поднимались к лагерю. Из гостеприимного дома Сережи Михайлова мы выехали не слишком рано, а потому вышли наверх только около 12(?). Идти было хорошо и приятно часов так до 3. Когда шепот стал настойчиво переходить сначала в туман, затем в моросящий дождик, а затем - в ливень. Часам к 4 Дима сказал, что на сегодня достаточно, и мы начали ставить лагерь. К этому моменту я уже окончательно понял, что все мои водонепроницаемые, с любовью и надеждой одетые вещи помогают не более, чем прилаженные к греческим статуям фиговые листки. В пластиковые ботинки вода заливалась через верх и сладострастно там хлюпала. Старая проверенная куртка держала воду внутри, а не снаружи. В штанах обнаружилась масса пробитых кошками дырок. Вдобавок, пришло дуло.

В поставленную палатку я занырнул всерьез и надолго. Все-таки готовить ужин в тамбуре - это приятно и правильно, особенно, если этим занимается Миша;) Через пару часов жизненные функции организма восстановились настолько, чтобы понять, что кто-то где-то культурно отдыхает. Как оказалось, в двухместной палатке Ростика уже сидит хозяин с гитарой и развлекает Иру с Димой. Пришлось им потесниться. А потом еще потесниться. И так несколько раз. Так как седьмой человек в эту палатку уже никак не влезал, пришлось перебраться в трехместную. Девять человек разместились там с комфортом и еще долго "беседовали". Утром решили действовать по погоде.

Часам к семи выяснилось, что погода со вчерашнего вечера не изменилась: туман, временами дождь. Миша Цельман утверждал, что проснулся раньше всех, в 5:25, и погода тогда была еще хуже. Потом с удивлением заметил, что, похоже, сейчас все еще 5:25. А подумав добавил, что и до конца дня тоже будет 5:25, пока не наступит 26-е мая.

Позавтракали к 9 и небо неожиданно прояснилось. Все быстренько собрались и около 10:30 пошли гулять наверх по Coleman-Deming - докуда дойдем. Саша активно всех фотографировал и снимал на кинокамеру. Часам к 5 мы были где-то в часе от вершины и решили повернуть назад, чтоб по темноте не возвращаться. Все, кроме троих - Дима и Наташа из Торонто улетали в 7 утра во вторник и хотели зайти на вершину сегодня. Вместе с ними наверх пошел Миша Цельман. В результате часам к 7 мы уже были дома, а к 8:30 спустились сверху и покорители вершины. Программа пердыдущего вечера была успешно повторена и к ночи мы разбрелись по палаткам, чтобы завтра в 3 попытаться встать и пойти на North Ridge.

В понедельник вышли около 5 утра, погода была на удивление хорошая. По вчерашним следам довольно быстро добежали до где-то 8300 футов, откуда перешли с небольшим сбросом высоты через Coleman Glacier - и мы уже вовсю пилим по подходу к North Ridge. Через полчаса подходим к относительно крутому и довольно длинному (веревок 5) снежному склону и поднимаемся, забивая пикеты. Около 12 первая связка подходит к техническому участку, около часа начинаем лезть.

Всего нас на маршрут вышло 6 человек в 3 связках. Техническая часть North Ridge представляет собой длинную стенку высотой от одной до двух веревок и крутизной от 60 градусов до нависания - выбрать можно каждому на свой вкус. Две связки выбрали наиболее часто лазаемый и, видимо, наиболее простой кусок над скальным выходом, по описанию - одна веревка градусов 60-70. Чтобы не ждать всем друг друга на этом узком куске, было решено, что третья связка (изначально Дима и Наташа из Торонто) полезет по параллельному маршруту начинающемуся почти в той же точке, но идущему диагональным траверсом вправо-вверх метров на 15-20 к последнему крутому куску, идущему внутри ледовой расщелины.

Лед оказался в довольно плохом состоянии - большие куски скалывались от одного-двух ударов молотка, вдобавок местами лед оказывался скрытым довольно толстым слоем снега. Поэтому лазание оказалось несколько сложнее, чем мы (по крайней мере - я) рассчитывали. Дима Еремин пролез примерно половину маршрута, когда у него закончились буры, и он сделал станцию. Затем по его же бурам до него дошел Миша Цельман и начал лидировать дальше со своими бурами. К этому моменту промежуточную станцию сделал и Дима Яицков, но Наташа решила, что этот маршрут для нее слишком сложный, и я с ней перестегнулся. Когда я полез вторым за Димой Яицковым, Миша Цельман уже был наверху и сделал там станцию.

Дальше вкратце: начались некоторые приключения. Местами довольно неприятные, но, к счастью, благополучно закончившиеся - часам к 6 утра;) В промежутке была холодная ночевка и потеря связи между связками - народу в базовом лагере и связному пришлось изрядно поволноваться.

Дальше подробно: я в основном буду концентрироваться на том, что происходило в нашей связке. Я долез до сделанной Димой Яицковым станции, и Дима полез дальше, довольно часто ставя буры. Траверс до вертикального куска он прошел без каких-либо проблем и начал его лезть. Метра на четыре-пять вертикальных он поставил два бура, пролез еще немного вверх, сорвался и завис на верхнем буре. Подобравшись к тому же буру опять, он увидел, что лед вокруг него треснул, и решил поставить станцию и принять на ней меня. Пытаясь поставить станцию, он уронил последний бур. Когда он попытался переставить оставшийся бур, тот оказался погнутым от падения, плохо вкручивался, и Дима уронил и его. К счастью, Дима в том месте достаточно хорошо стоял. Он попробовал вытащить из рюкзака оставленный там бур (который плохо закручивался, и который он не хотел изначально использовать) и уронил рюкзак!

Я в это время пытался объяснить ситуацию все еще находящемуся внизу Ростику, но он уже был от меня метрах в 10-15 и за небольшим перегибом, так что объясняться было нелегко. Как я понял происходящее, Дима Еремин был уже либо наверху, либо должен был вот-вот вылезти. Так как я знал, что верхняя веревка у них уже провешена, я был уверен, что максимум через полчаса-час кто-нибудь сможет подойти и сбросить Диме веревку сверху; мы решили этого дожидаться, никуда не двигаясь.

Через час никто к нам не подошел и ничего конкретного из попыток общения с Ростиком мне узнать не удалось. Дима Яицков решил, что ждать дальше ему будет тяжело и решил лезть наверх так, как есть. Через пару метров выше него крутая часть уже заканчивалась. Смотреть, как он лезет, было о-о-о-очень страшно, но, к счастью, пролез он все чисто и оказался наверху за перегибом. Делать станцию ему было не из чего, кроме как из ледорубов, и так как было еще относительно рано, а я был все еще убежден, что на второй давно уже провешенной веревке никаких проблем в принципе быть не может, я решил подождать немного, пока кто-нибудь из ребят не поможет Диме сделать нормальную станцию. Примерно каждые полчаса я пытался что-нибудь узнать от Ростика о происходящем, каждый раз был какой-то прогресс, и каждый раз я решал, что ждать осталось еще максимум полчасика. Часам к 7 начало потихоньку смеркаться, пошел снег и поднялся ветер - погода испортилась. Я все еще был убежден, что через полчаса на второй веревке все закончится, но решил, что лучше лезть на страховке из ледорубов при свете, чем рисковать остаться на стене до темноты. Из-за поднявшегося ветра разговаривать с Димой я уже не мог, а с Ростиком - с большим трудом. Дима сообразил все сам и начал выбирать веревку. Часов около 7:30-8 я вылез к нему. Погода наверху была еще хуже - сильный туман вдобавок к ветру со снегом. Мы попытались пройти немного вдоль склона в сторону второй веревки, но идти близко к обрыву боялись, а издалека видно ничего не было. Я все еще был убежден, что там все нормально (верхняя веревка-то провешена!) и беспокоился в основном о том, что они могут начать нас искать.

Уже смеркалось и мы решили выходить самостоятельно. Еще минут сорок мы шли вверх, совсем немного не дошли до вершинного плато и остановились из-за темноты. Остаток ночи мы попеременно долбили себе в склоне пещеру, прятались в ней от ветра, и долбили ее опять для сугрева;)

Дальше - понятно. К утру, как обычно, рассвело, и мы встали и пошли, иже Лазари;) Погода с утра была все такая же мерзкая - с туманом и ветром, поэтому мы немного побродили по предвершинному плато, пытаясь найти стандартный спуск, но в конце концов решили спускаться по Deming Glacier, который выглядел вполне проходимым и отделялся от нужной нам долины хребтом Black Butts. Еще где-то через час распогодилось, и жизнь сразу улучшилась. Через некоторое время мы уже были возле Black Butts, где снизу нам уже усиленно махали идущие нас спасать ребята. От них мы и узнали, что вторая связка всю ночь провела на той веревке и даже не знала, что Дима успешно вылез наверх (я кричал об этом Ростику, но он меня не расслышал из-за ветра).

Вот и все, я

* тактико-технические характеристики к началу

Оформление - Ирина Закс
Редактор "Weekly" в отпуске по уходу за ребенком  -     Вадим Учитель.