Экспедиция в Кордильера Бланка (Перу)
Июнь-июль 2003 года
 Часть II. Base camp Ishinca and Mount Urus

Base Camp Ishinka

Алексей Егоров: Формально - начало похода. Такси подъезжает за пять минут до 7:00 как договаривались, молодцы. Мы тоже готовы.
От Huaraz'a до села Collon часа полтора езды. Платим по 5 солей какую-то пошлину за въезд на территорию чего-то там природного. Слезаем, ждем ишаков минут 30, еще 30 - пока привяжут наши вещи. Отсюда хоть и без рюкзаков, но пешком вверх 800 метров набора. С собой только одежда от дождя на всякий случай и литра по полтора воды.

Владимир Кельман: Сегодня наконец отправляемся в горы. Ранний подъём, часов около шести нас уже приглашают на традиционный завтрак: "huevos" (омлет), свежеиспечённые булочки, масло и повидло. Запиваем, кто чем хочет. Я - кокой. Говорят, она способствует быстрой акклиматизации. Индейцы традиционно жуют её листья. В США ввоз запрещён, но трудно удержаться и не ввезти немного фабричных пакетиков с чаем из коки. Завязывая шнурки на ботинках, я неудачно нагнулся и теперь стараюсь не кривить лицо, чтобы народ не обращал внимание - проклятый радикулит. Микроавтобус прибыл раньше времени, торопясь, закидываем рюкзаки. Нас много: "матрасная" часть команды, состоящая из жён, подружек, моей дочки и Славы (охрана обеспечена) поднимается с нами в базовый лагерь и, возможно, на первую гору.

Полчаса вниз вдоль Rio Santa по шоссе мимо эвкалиптовых рощ, около часа вверх в горы по такой дороге, что трудно понять, как машины не разваливаются, и мы в Collon'е на высоте 3.5 километров. Здесь нас ждут погонщики с ослами. Плата стандартная - $10 за осла. На маленькое крепкое животное маленькие и не менее крепкие индейцы-погонщики надевают подобие деревянных козел, а сверху - два рюкзака. И кто знает, может быть это та самая девочка, которая позировала мне два года назад со своей свинкой? Нет конечно, она не могла так быстро вырасти...
Наконец, погрузка поклажи на ослов закончена и мы отправляемся. Предстоит приятная прогулка (у кого голова не болит с непривычки, но у меня - нет): подъём налегке из селения Collon (примерно 3500) в базовый лагерь, расположенный в огромном цирке на высоте 4300. Погода чудесная, горы - комфортные, рюкзак не давит.

От селения Collon (произносится "Койон") до базового лагеря несколько часов ходу. Высота немного даёт себя знать, лагерь лежит на 4300. Но настроение хорошее. Я иду вместе с Олегом замыкающим, подбадриваем новичков, любуемся горами и горянками. Приятно узнавать и вспоминать. В прошлый раз солнечная погода стояла всё время. Сейчас же после полудня начинает хмуриться, горы заволакивает дымка. Но вот последние шаги, и открывается громадное плоское поле базового лагеря. Впереди и слева из-за туч выглядывает величественная Tocllaraju (Токлараху) - наш первый по плану шеститысячник.

Алексей Егоров:Тропа широкая, скотогонная, как говорили в Союзе. Не крутая, идти приятно. Через два часа доходим до домика, где с нас требуют еще по пять, но уже долларов.
Еще два часа подъема, и вот он базовый лагерь Ishinka. Широченная пойменная поляна или даже не поляна, а поле. В правой (орографически, ор.) части долины двухэтажный дом, где, как потом выяснилось есть ресторан, туалеты и койки. Лучшее места для палаток находятся в левой (ор.) части, но там уже мест нет, и нам приходится вставать прямо посередине. Высота 4300. Высоту теперь чувствуют ВСЕ. Некоторые особенно остро. Сон следующей ночью у большинства плохой.

Владимр Кельман: В лагерь мы пришли рано и разгорячённым, нам хотелось ещё куда-нибудь сбегать повыше. Но опыт подсказвалет, что этого делать не надо. Не спеша ставим лагерь, с неожиданным для первого дня в горах и на высоте 4.5 км аппетитом обедаем. Наша "матрасная группа" держится молодцом, почти все они первый раз на такой высоте, но горная болезнь мучает не всех. Успокаиваем, говорим, что горняшка - это не страшно и ничего не значит - "у каждого свой срок". Время пролетает за приятными хлопотами, вскоре начинает темнеть. Распогодилось, и великолепная пирамида Tocllaraju (6034, AD - ) видна вся. Завтра у нас акклиматизационный выход под Ишинку, потом - трекинг (акклиматизационная выход) на пятитысячник Urus. После этого наши женшины уйдут вниз, ведомые Славой, а мы займёмся делом.

Акклиматизационный выход до High Camp Ishinka

Алексей Егоров: Из базового лагеря (BC) три простых акклиматизационных подъема:

- начало подъема на Urus;
- верхних лагерь (high camp, HC) Tocllaraju;
- HC Ishinca (см. выпуск 69)

Мы выбираем третье, так как первые два нам предстоят по плану восхождения на Urus и Tocllaraju. Легко поднимаемся до 4700, сидим, любуемся, фотографируем вершины, куда нам в ближайшие дни придется подниматься. Под вечер проводим бесполезную дискуссию о том как надо правильно проводить акклиматизацию и правильно ли мы ее проводим, но все-таки завтрашнее восхождение не откладываем.

Владимир Кельман: На следующий день после прихода в базовый лагерь мы отправляемся в акклиматизационный выход под Ишинку. Вовремя брошенный взгляд назад, на Урус (нашу следующую вершину, на снежнике видна цепочка следов, ведущая на вершину) и... вам стало понятно, зачем мы ходим в горы? Всоре мы поднимаемся до моренных озёр под Ишинкой. Два года назад, перед восхождением, мы ночевали немного выше, у моренного озера под вершиной Ranrapalca. Сейчас на морене, подпирающей верхнее озеро, мы увидели гидротехническое сооружение - слив.
The major cause of ... natural disasters, - пишет Lonely Planet, - has been the build-up of water levels in high mountain lakes, causing them to breach and water to cascade down the valley below... When this happens, a huge wall of water, often mixed with snow, ice, mud, rocks and other matter, flows down from the lakes, wiping out everything in its path.
Как хорошо всё-таки, что милые девочки Collon'а теперь защищены, селению не грозят библейские катастрофы Юнгая и Кармадона...
А наши милые девочки оживают на спуске (ведь жизнь удивительна и хороша, когда ты под горку идёшь не спеша). Марианна первый раз в настоящих горах. Моей дочери почти 16, и она тоже первый раз попала в горы. А вот и неправда, скажет моя жена...

... В далёком 90-м году, когда Але было два с половиной года, я решил, что уже пора в горы. Мы приехали в посёлок Эльбрус, с громадным трудом на заправке выпросили бензин для примуса, и отправились вверх по Адылсу. Первым утром, в лесочке неподалёку от Баксана, к Алине пришёл красный надувной медведь и примирил её с окружающей действительностью. Потом нас троих подвезли до альплагеря у слияния Шхельды и Адылсу, мы выяснили у дядьки-альпиниста, что до Шхельдинских ночёвок у ледника минут сорок хода, и пошли. До заправки канистры бензином, мой рюкзак весил 45 килограммов, в руке я нёс ведёрко с фруктами, а за вторую держалась дочь. Через пять часов хода жена начала высказывать признаки нетерпения, а Аля скромно спрашивала: "Папа, когда мы придём?" Количество яблок и конфет при этом непрерывно возрастало, потому ещё, что сверху рюкзака был приторочен красивый синий пластмассовый горшок. Через шесть часов подъема мы пришли. Горшок был немедленно использован, но дочь вдруг стала клониться, клониться, я похватил её, и выяснилось, что она спит...
Через день я спустился в Баксан за фруктами и арбузом и поднялся обратно за 40 минут. А мишку облизали коровы и чуть не съели. Сахар тоже облизали, но вообще-то они приходили поесть золы из кострища.

... Немного отдохнув, мы отправляемся с верхних Ишинских ночёвок (4700-4800) вниз в базовый лагерь. Первый акклиматизационный выход заканчивается, настроение весёлое, самочувствие приличное. Как и вчера, после полудня погода начинает портиться, на горы быстро находят облака. Ничего подобного я не помню по позапрошлогодней поездке в Cordillera Blanka, тогда солнце было на небе всегда.
За поворотом тропы - волнующий вид на пирамиду Токлараху (Tocllaraju 6034, AD), нашу первую по плану реальную вершину. Совсем слева видна цепочка следов, выводяшая по снежному склону на плато на высоте 5000м, где под защитой скал будет находится наш штурмовой лагерь. Далее нам предстоит по пологим полям подойти под бергшрунд в левом плече горы и, после его преодолнеия, уйти вверх-влево, выйти на North-West Ridge и по нему на вершину. От точки съёмки до грандиозной горы несколько километров. Но сначала - Urus, первая трекинговая вершина.

Mount Urus (5495 m, F)

Владимир Кельман Ночью мы отправляемся на Urus. Идём с лёгкими рюкзаками, но вода, перекус, обвязка, кошки и фотоаппараты, всё-таки за спиной. Нет никакой возможности найти начало тропы, и мы лезем в темноте в лоб по крутым травянистым склонам. Довольно скоро, в результате этих упражненй посреди ночи я начинаю отставать. А вчера казалось, что акклиматизация уже есть. Нас девять, Илья и Игорь - что-то вроде отдельной группы, моя дочь, Марианна и Слава из "матрасной" группы, и четверо нас из основной. Наконец мы "ловим" тропу и сильно растягиваемся на относительно безопасном склоне.
Нам предстоит подняться на километр, на третий день похода это очень нелегко. Через несколько часов наконец светает. Мы проходим нижние склоны, открывается великолепный вид назад на Nevada Ranrapalka (6162, D). Мы планировали идти эту гору после Tocllarju, как главное восхождение, но из бесед с гидами в Хуаразе выяснилось, что скальный пояс в верхней части маршрута, различимый за облаком на фотографии Саши Букреева, сделанной в 2001-м, не обходится и к тому же камнепадоопасен. Идти серьёзный скальный кусок на высоте в шесть тысяч мы не готовы. И теперь у нас начинается разброд и шатания - что делать вместо Ранрапалки.
Отсюда хорошо виден также "холм" Ишинки слева и снежник в середине под ней и Ранрапалкой, ниже которого мы были вчера. Постепенно поднимаемся выше по осыпям, прикрытым снегом. Вид справа на стену, соединяющую Tocllaraju и Palcaraju (6274m, D), лишает иллюзий наши неокрепшие души бывших горных туристов. Слева стена переходит в SW Ridge of Tocllaraju. Левее W face (D-), которую альпинистские руководства рекомендуют вместо нашего NW ridge в тех случаях, когда бергшрунд в его центральной части непроходим.
Нужно набрать дома большой запас уверенности в себе, чтобы его остатков хватило на восхождения здесь.

Алексей Егоров: Выход - в 4 утра. Тепло, около -3 C. Темно, луна уже зашла.
Накануне ошиблись в определении начала тропы, поэтому в темноте быстро ее потеряли и первые минут 40 шли по высокой траве. После того как тропа была найдена лучше не стало - она все-равно шла только вверх и довольно круто, пришлось попыхтеть. До выполаживания тропа довольно очевидно идет строго вверх, на выполаживании - уходит вправо на слабо выраженный гребень (4741) и идет в сторону другой выступающей части того же гребня на снежной линии. Отсюда, насколько мы поняли, существуют три основных пути:

- Слева от выхода скал гребня по снегу. Возможно самый быстрый проход, но требует навыков хождения по крутому склону. Саша Марков в прошлом году шёл именно тут.
- Непосредственно справа от скал по гребню. Труднопроходим если скалы покрыты снегом или льдом. Часть нашего народа пошла там.
- По пологому кулуару справа от гребня. Самый простой и безопасный маршрут. Остальные прошли этим путем.
- Видимо существуют и другие проходы, туров очень много, поэтому не стоит им доверять.

После выхода на снег, остается полтора часа подъема по не крутому (до 25гр) снегу и несложным скалам, где может потребоваться короткая разведка для более безопасного прохода.

11 утра. Вершина Urus. 5495 метров. Осторожно, на вершине карниз висящий в противоположную сторону. По рации выясняем обстановку с отставшими участниками. Девчонки неуверенно чувствуют себя на снегу, Марков собирается с ними вниз - он уже был на вершине в прошлом году. Володька Кельман, кремень, рвется на вершину.
Спускаемся разрозненно, маленькими группами. Володька сделал вершину, догоняет остальных. Марков и люди с ним уходят по каким-то ложным турам на бараньи лбы, что задерживает их часа на два, но безопасный проход находят.

Владимир Кельман Я иду за Алиной, мы стараемся не отставать от Марианны. Завидую здоровью некоторых новичков, ещё вчера жаловавшихся на горную болезнь. Я знаю, что тоже войду в форму, но в 40 лет это занимает немного больше времени. Илья, Игорь, Слава и Олег намного опережают нас. Мы видим, как далеко вверху они пытаются найти проход. Лёша Егоров, наш руководитель, сдерживает себя. Но вот он находит очевидный путь, который не заметили первые, и, показав его нам, быстро уходит. Мы остаёмся вчетвером: Саша Марков, я, Алина и Марианна. Три года назад я вместе с Егоровым бегал марафон. Но теперь Лёша бегает другие дистанции: например 70 миль по Аппалачам. За марафон он не успевает устать. Так что первой четвёрке от него не уйти.
Меня слегка "поводит", Саша тоже ещё не справился с высотой. Я решаю разгрузиться - оставить Nikon под камнями. Склон становится чуть сложнее, появляются камни, присыпанные снегом, и наши девушки резко сбавляют темп, а мы приободряемся. Проходим снежный кулуар, я помогаю Марианне, сверху раздаётся крик, и я вижу дочь, лежащую на снежном склоне. Кричу ей: "Выбей ступеньки для ног, воткни ледоруб и осторожно поднимайся." Саша помогает ей, вскоре и мы с Марианной выбираемся из кулуарчика. Я с неудовольствием думаю, что на спуске тут придётся вешать верёвку. Наши неопытные девушки не умеют ходить по снегу.

Вскоре мы подходим к началу сплошного снежника, который так хорошо был виден с нашей вчерашней прогулки. Времени у нас в обрез. Я предлагаю пройти по снегу, сколько успеем. Ясно, что до вершины - это ещё метров 400 набора высоты - нам не дойти. Но тут выясняется, что девушки идти не могут. Снег местами градусов до 30 крутизны, снизу камни, чтобы идти здесь надо быть уверенным в себе и уметь зарубаться. Саша Марков уже был на Урусе в прошлом году (забежал в одиночку) и предлагает мне подниматься дальше одному - я ещё могу успеть взойти. Спасибо, Саша! Он остаётся с девушками поджидать остальных, которые уже побывали на вершине и идут вниз, а я быстро ухожу вверх. Минут через десять, примерно на середине первого снежного взлёта, встречаюсь с нашими. Лёша Егоров инструктирует меня, мы договариваемся о частой радиосвязи, он говорит, что подождёт меня, и я продолжаю подъём. Сил вруг стало полно, я быстро пробегаю снежники и подхожу к поясу скал. Пытаюсь не терять след, ухожу чуть вправо и лазание становится неприятным. Нет, это не то, на трекинговую вершину так не ходят. Слезаю обратно и нахожу проход слева. Ещё немного - и я на вершине.
На спуске Лёша точно выводит меня к оставленному фотоаппарату, ставит на тропу и убегает. Я тоже бегу, но не так. Когда я оказываюсь в базовом лагере, ноги держат плохо, я минут пятнадцать просто сижу на земле с довольным видом. Ребята приводят вниз девушек ещё не скоро: они слегка отклонились на спуске и им пришлось обходить бараньи лбы.

Выводы

Алексей Егоров: Гора технически очень проста. Опытные люди могут не брать ледоруб, только палки. Тем не менее, неочевидный путь подъема, плохая погода, избыточное количество туров, слабые тропы, неграмотное ориентирование могут привести к неприятностям.
Отличная гора для акклиматизации, красивые виды. Хотелось бы побольше снега.

Что дальше?

Владимир Кельман: Эту псинку, похоже никто здесь не кормит. Но туристов-альпинистов хватает, а значит есть, у кого стащить еды. При взгляде на неё я сразу вспоминаю первую ночь в базовом лагере. Я проснулся в темноте от шороха около палатки и закричал: "Пошла отсюда!" Явно собака или может осёл или корова тащила еду. В ответ слышен жалобный голос Марианны: "Володь, у тебя водички не найдётся?" Бедная Марианна, ей было плохо от горной болезни, всё пересохло, а вода в их палатке кончилась...
А сегодня у нас плановая днёвка. Наши девушки и Слава отправляются вниз. Их ждёт Куско, и Мачу-Пичу, и озеро Титикака. Настроение у Марианны такое же светлое, как погода. Хватит издевательств над человеком! Она, побывав в первый раз в настоящих горах, поднялась на высоту в 5000м, а теперь - отдых. Нам, остающимся, как водится, чуть грустно и пустовато. Но завтра начнётся то, для чего мы, собственно, сюда и приехали.

Вот уже погонщики грузят рюкзаки на мулов. До свидания, девушки :)
В отдалении виден shelter. Здесь живут коммерческие группы. В наш прошлый приезд в Перу мы как-то не заходили туда. А зря! Трудно представить себе большее удовольствие, чем притащившись с восхождения, сесть в полутьме зала и выпить баночку холодного пива! А потом - салатик из свежих фруктов! Красиво жить не запретишь, хотя цены здесь кусаются. Подороже, чем в Штатах. Ну, да ведь всё это сюда надо доставить на ослах по горной дороге!
... Наши ушли и лагерь опустел. День незаметно пролетел за хлопотами. Перепаковка рюкзаков, отбор только самого необходимого: завтра нам предстоит с грузом подняться и поставить лагерь 5200, а потом, возможно - ночной выход на Tocllaraju (6034). В базовый лагерь спустились сумерки, а я отправился бродить со штативом и фотоаппаратом...
Ближе к вечеру, как всегда, расходятся облака. Гора думает тихо о чём-то своём, и облако всё осеняет её вершину. Люди внизу заняты своими заботами у маленьких палаток. Завтра мы хотим поднятся вверх по ручью, а потом, тяжело гружёные, по тропинке, петляющей по травянистым склонам, уйти налево и вверх, выйти на снежный склон под скалами и, первалив через его грань, разбить штурмовой лагерь 5200.

Часть первая. Лимa и Huaraz Все фотографии Часть третья. Nevado (Mt.) Tocllaraju